Сан Марино и Израиль

А.Калашников. Сан Марино — загадочная страна…
Е.Розенберг. Если бы не приглашение на выставку, наверное, для меня так бы и оставалось загадкой, где эта страна находится. Оказалось, что это крошечное очень красивое горное государство, в котором живёт всего 40 000 человек, расположилось внутри Италии. Тем не менее, Сан Марино уже довольно изрядное количество веков абсолютно ни от кого не зависит и живет своей жизнью. Конечно, итальянское влияние здесь очень чувствуется. Сан Марино во многом зависит от туристов и на них сильно ориентировано. Здесь множество ларьков, набитых всяческой ерундой. Достаточно оглянуться, чтобы понять, как весь этот киосковый кич противоречит красоте страны, ее культуре, древней архитектуре, сохранившейся в потрясающем состоянии. Всё невероятно ухожено, и напоминает развёрнутую экспозицию гигантского музея. Такая вот страна-экспозиция. Что же касается выставки собак, то она была замечательно организована во всем, начиная с территории. Ринги располагались в несколько уровней, на отдельных площадках. Над каждым рингом натянут шатровый тент, защищавший от солнца. Всё было очень чётко и ясно. 

— Наверное, много собак из Италии?
— Да, думаю, что большинство. Хотя, насколько мне известно, выставка в Сан Марино пользуется большой популярностью в Европе и на нее приезжают из многих стран. Она довольно большая, проходит в два дня, но нагрузка на каждого эксперта совсем незначительная — не больше 40-45 собак в день. Поэтому заканчивается оба дня сравнительно рано. Что касается подготовки документов, каталога, мастерства ринговых бригад — все безупречно. 

— Сан Марино — это название не только страны, но и столицы?
— Да, Сан Марино — это город. Здесь нет аэропорта, поэтому нужно прилететь в Италию, а затем уже следовать сюда. Должен заметить, что организаторы выставки не особенно церемонятся с экспертами. Когда мы приглашаем зарубежных судей в Россию, то оказываем им максимальное внимание, возможно, даже излишнее, и часто выступаем в роли заботливых нянек. В Сан Марино такая опека не принята. Нам был известен регламент выставки, а дальше — будьте любезны, вовремя погрузиться в автобус, своевременно войти в ринг и т.п. Такой принцип нельзя сравнить с тем, как встречают и сопровождают эксперта, например, в Финляндии, Норвегии или Швеции. Там совершенно иное отношение к приглашенным специалистам, всё предусмотрено до малейших подробностей, а если все же возникают вопросы, то эксперту немедленно приходят на помощь. Для многих кинологов соблазнительно побывать в Сан Марино и они, как и я, охотно откликаются на приглашение. Отсюда и некоторая избалованность организаторов, но, возможно, я ошибаюсь, и они просто очень деловые и пунктуальные люди и другого поведения себе не представляют. 


Финалисты 2-й группы

В Сан Марино мне поручили судить довольно много пород. Среди них были доберманы, стандартные и карликовые пинчеры. Последние мне очень понравились, а лучший среди них оказался прямым потомком нашей, российской собаки. Кроме того, я судил всех ретриверов. Их было много, и они были очень высокого класса. Это популярные здесь породы, в особенности золотистые ретриверы. В целом, на выставке плохих собак не было, лучше-хуже — да. Собаки отлично демонстрировались, что неудивительно, так как было задействовано много толковых хендлеров. Например, из Словакии приехал известный хендлер Грегор и мне показалось, что местные собаководы его очень ценят. 
Если говорить о породах собак, то еще мне понравились бостонские терьеры и нещадно стриженные, но очень красивые ньюфаундленды. Хорошее впечатление оставили зенненхунды. Они экспонировались в соседнем ринге, я за ними наблюдал, когда возникали паузы. Как и ньюфаундленды, некоторые из них были близко знакомы с ножницами. Выиграл кобель, который, мне показалось, в чем-то уступал великолепной суке. Возможно, эксперт отдал предпочтение ему поскольку не хотел поощрять владельца откровенно стриженой суки. Хорошими были терьеры, которых судила российский эксперт Леся Чистякова.


Финал Бест-ин-Шоу FCI

Английский бульдог стал резервным победителем Бест-ин-Шоу

— Вам понравился победитель выставки? Как вам показалось, это был случайный выбор судьи?
— Кто-то мне сказал, что самоед-победитель Бест-ин-Шоу принадлежит одному из активистов сан маринского Кеннел-клуба и, кажется, что этой собаке уделялось подчёркнутое внимание. Самоед и в самом деле был неплохим, и такую собаку не стыдно показывать, но в сравнении с некоторыми другими призёрами Беста, он выглядел скромнее. На меня очень сильное впечатление произвёл английский бульдог, получивший резервный Бест-ин-Шоу. Не знаю, из какой он страны, но это был великолепный представитель породы и разница в его пользу мне бросалась в глаза. 

— Вы проводили судейство в достаточно комфортной обстановке?
— Да. У меня была русская помощница, и поэтому я мог давать описания на родном языке. Она в свою очередь хорошо знала и русский, и итальянский, а потому могла предоставлять владельцам собак совершенно адекватные переводы. Я старался как можно подробнее описывать собак, благо времени хватало. Возможно, для некоторых участников полные описания были в новинку. По крайней мере, один из них, владелец пинчера, высказал недоумение по поводу совершенно обычных кинологических терминов. Скажем, у него вызвали возражения слова "собака выше среднего роста", какой она, собственно, и была. Этот владелец полагал, что если рост собаки находится в пределах стандарта, то животное не может быть выше среднего роста. Кроме того, в описании я указал, что у собаки почти параллельные друг другу профильные верхние линии морды и черепной части. Слово "почти" опять же вызвало удивление. Когда собаку подвели ко мне второй раз, я вновь убедился, что эти линии действительно не вполне параллельны. Потом уже мне сказали, что местные собаководы привыкли к беглым описаниям, где подобные нюансы вообще опускаются.


Выставка в Сан Марино. Конкурс питомников.
ИЗРАИЛЬ

Клуб бельгийских овчарок заранее подготовил мне подарок

— Меня несколько раз приглашали судить в Израиле, но всегда это совпадало с какими-то другими делами. Я все же был пару раз на израильских выставках, но не в качестве эксперта, и тогда на меня не произвела особого впечатления организационная сторона дела. Все как-то, я бы сказал, приблизительно. В этот раз я, наконец, смог откликнуться на приглашение и работал на трех выставках: одной специализированной и двух многопородных. 
Меня удивило, что выставки проходили в пятницу и субботу, а суббота в Израиле вообще нетрадиционный день для каких-либо занятий. Когда я высказал своё удивление по этому поводу, мне разъяснили, что далеко не все собаководы религиозны, и традиция ничего не делать в субботу, ничего не производить на атеистов не распространяется. Хотя все понимают, что в известной степени это сократило все же число участников, но большинству так было удобнее. 
Особое впечатление на меня произвела монопородная выставка доберманов, исключительно хорошо организованная, с рингом на совершенно невообразимом по красоте газоне. Такой травы, плотной, яркой и мягкой, я никогда не видел раньше. Ощущение, что ступаешь по очень мягкому и пушистому ковру. 

— Где проходила эта выставка?
— В кибуце на севере страны. Этот кибуц предоставляет собаководам специальную площадку для занятий, и в том числе для проведения небольших выставок с 2-3 рингами. Выставка доберманов была не только хорошо организована, но и красиво оформлена, прекрасно освещена — дело было вечером. Собак представлено не так много, но они были очень хорошие.


Родившаяся в России Тералайн Итали признана Лучшей сукой выставки

— Доберманы какое в основном имели происхождение?
— Победили собаки местного разведения, но замешанные на общеевропейских кровях. Лучшим стал великолепный крупный коричневый кобель, заинбридированный, опять же, на местного чемпиона мира, Фигаро.

Фигаро в свою очередь родился в Израиле, и тоже от чемпиона мира, рождённого в Израиле. У них образовалась очень хорошая, сильная линия в породе, но в массе своей лучшие собаки были всё-таки из России. Парочку из них мне пришлось оштрафовать за поведение, за неумелый показ, но они были очень хорошего класса.

— А с темпераментом у собак не было проблем?
— У собак не было, скорее у владельцев. Они ведут себя в ринге примерно как итальянцы: хотят показать собаку в максимально экспрессивной манере, с большим перебором. Иногда это эффектно, но они бегали-скакали как бешенные, и заводили собак без всякой меры. Мне приходилось вмешиваться в этот процесс, хотя я и не противник двойного хендлинга.

— А на остальных выставках демонстрировались только местные собаки?
— Приезжих не было, только израильтяне.

— На выставке чувствуется присутствие эмигрантов из России?
— Конечно, много людей, приехавших из России. Когда я судил шнауцеров, меня даже попросили диктовать описания по-русски, потому что практически все владельцы были из России. На других рингах также было много русскоязычных, но, очевидно, они все хорошо здесь освоились, знали иврит. По крайней мере, ощущения, что передо мной растерянные эмигранты не возникало.
Что касается организации многопородных выставок, то она была несколько примитивной. Я уже не говорю о том, что ни на одной из них не было каталога, хотя они все носили официальный статус САС. В Израиле каталоги вообще не принято выпускать к обычным выставкам. Их печатают только для выставок уровня CACIB.

— Как же они выходят из положения? Публикуют список участников в Интернете?
— В Интернете, возможно, вывешивают результаты, но вообще у них какое-то трепетное отношение к оргтехнике. Например, на одной из выставок все описания записывались с помощью ноутбука. Это была моя главная головная боль, потому что без конца с ним что-то происходило, и большая часть времени уходила на ремонт этого устройства. При этом они не торопились захлопнуть крышку ноутбука, а утверждали, что это здорово, потому что владелец сразу получает красиво напечатанный текст описания, и это всем очень нравится. Меня сходу избавили от необходимости подписывать документы. Я один раз расписался — крупно — на листе бумаги, молодые ребята мгновенно изготовили факсимиле. Такого в моей практике раньше не было. А еще, оказалось, что все участники выставки и мои помощники в ринге в том числе оказались очень разговорчивыми, они беспрестанно общались друг с другом, делились впечатлениями. Такое непрерывное дружелюбное общение мне чувствительно мешало.

— А собаки в основном российского разведения?
— За исключением, возможно, шнауцеров, собаки из самых разных стран Европы и Америки. 

— Вам понравились шнауцеры, которые были представлены?
— В целом не очень. Немножко лучше других были цвергшнауцеры. Единственный ризеншнауцер был совершенно невыразительным, миттельшнауцеры также не произвели большого впечатления.

— А какие породы в Израиле наиболее популярны?
 Уже на самой выставке я неожиданно обнаружил среди пород, которые должен был судить, бордер-колли, и это порода оказалась наиболее пышно представленной. Они были очень хороши. Также мне понравились австралийские овчарки, голландские овчарки, тервюрены и грюнендали. Лучшей собакой выставки я признал суку тервюрена.

— Как организаторы выставки относятся к экспертам? Как в Сан Марино?
— В Израиле меня опекали очень плотно. Там стояла чудесная погода по местным представлениям, но я не большой любитель жары, и +26 градусов для меня не такой уж праздник. Но заботились обо мне непрерывно, каждые 15-20 минут кто-нибудь подносил питьё и как-то искренне интересовались моим самочувствием. Вообще все, что они могли сделать для экспертов, они делали.


Финалисты Бест-ин-Шоу